
2025-11-11
Поскольку мировая авиационная отрасль сталкивается со все более насущными требованиями по сокращению выбросов и сдерживанию эксплуатационных расходов, производители авиационных двигателей сосредоточивают свои усилия в области технологических инноваций на основных компонентах горячей части двигателя — лопастях турбин. В последнее время внимание отрасли сосредоточено на двух передовых технологиях: лопастях из монокристаллического высокотемпературного сплава пятого поколения и компонентах турбин из композитных материалов с керамической матрицей (CMC).
Традиционные лопатки из высокотемпературных сплавов на основе никеля достигли пределов своей температурной устойчивости. Для решения этой проблемы материаловеды разработали монокристаллические высокотемпературные сплавы пятого поколения, оптимизировав состав таких элементов, как рений и рутений. Этот материал сохраняет исключительную прочность и сопротивление ползучести в условиях эксплуатации при температурах свыше 1200 °C, что позволяет двигателям работать при более высоких температурах на входе в турбину. Это значительно повышает тепловую эффективность и тяговое усилие.
Между тем, композиты с керамической матрицей (CMC) революционизируют парадигму производства компонентов турбин. По сравнению с металлическими сплавами, CMC отличаются меньшим весом, превосходной стойкостью к высоким температурам и устраняют необходимость в сложных конструкциях воздуховодов охлаждения. Ведущие производители двигателей уже успешно применяют CMC в стационарных компонентах, таких как направляющие лопатки турбин высокого давления и кольца кожуха. Следующим шагом станет внедрение CMC в лопатки турбин, что стало ключевым направлением исследований и разработок. Это станет еще одним важным шагом в повышении отношения тяги к весу двигателя.
Источник изображения: Baidu