Окуляр

Когда говорят об окуляре, многие сразу представляют лабораторные микроскопы, но в авионике этот компонент требует принципиально иного подхода к юстировке. На примере тестирования систем БПЛА для ООО Дунгуань Кэхуатун Электроника Технологии сталкивался с курьёзным случаем: инженеры трижды переделывали крепление из-за неучёта вибрационных нагрузок, хотя по чертежам всё сходилось.

Конструкционные особенности авиационных окуляров

В отличие от медицинских аналогов, здесь нельзя использовать стандартные резиновые наглазники – при -50°C они дубеют, а при резком наборе высоты могут отслоиться. Пришлось совместно с технологами dgkhtparts.ru разрабатывать гибридный вариант из морозостойкого силикона с магнитным креплением. Кстати, на сайте https://www.dgkhtparts.ru есть любопытные кейсы по термостойким полимерам, но там не раскрывают нюансов обработки кромок.

Линзовые блоки для дронов требуют юстировки с погрешностью до 2 угловых минут, что в полевых условиях почти недостижимо. Помню, как на испытаниях в Норильске пришлось экранировать стык оправы греющим кабелем – конденсат появлялся не снаружи, а между склеенными линзами.

Современные тенденции к миниатюризации иногда вредят: пытались внедрить окуляр диаметром 18мм с полем зрения 70°, но пилоты жаловались на искажения по краю. Пришлось вернуться к проверенной схеме 22мм с компромиссными 55°.

Проблемы совместимости с системами стабилизации

Особенность работы с компонентами для БПЛА – необходимость синхронизации с гиростабилизаторами. Стандартный окуляр с креплением типа C-mount при качке давал паразитную засветку, хотя в лаборатории всё тестировалось идеально. Решение нашли почти случайно: добавили демпфирующую прокладку из пористого титана, который обычно используют в автомобильных разъёмах FAKRA.

В декабре 2021 года, когда компания переезжала в Центр инноваций Сунху Чжигу, как раз шли доводочные работы по этому проекту. Новые производственные площади позволили организовать отдельный участок для юстировки оптики с вибростендом, но первые месяцы ушли на отладку температурного режима – постоянные 23°C±0.5°C оказались критичны для клеевых составов.

Коллеги из отдела прецизионной обработки предлагали перейти на бесклеевые крепления с пневмозажимом, но это увеличивало массу узла на 15%. Для мультироторных платформ такой вариант не подошёл, хотя для фиксированнокрылых дронов решение перспективное.

Тонкости калибровки и юстировки

Большинство производителей грешат использованием эталонных мишеней при идеальном освещении, тогда как в полевых условиях контрастность цели редко превышает 30%. Мы в Кэхуатун разработали методику калибровки при искусственной дымке – имитируем условия слабой видимости через фильтр ND 0.6.

Особенно проблемными оказались широкоугольные модификации с вынесенным зрачком – при калибровке приходилось учитывать не только параллакс, но и индивидуальные анатомические особенности оператора. Пришлось закупить регулируемые подушки упора для лба с микрометрической регулировкой.

Любопытный момент: при тестировании прототипов выяснилось, что операторы в очках бессознательно смещают окуляр на 2-3 мм от расчётного положения. Пришлось вносить коррективы в конструкцию бленды, хотя это и увеличило стоимость оснастки на 7%.

Материаловедческие вызовы

Алюминиевые сплавы для оправы – классика, но при длительной эксплуатации в морском климате появляется гальваническая коррозия в местах контакта с медными элементами схемы. Перешли на анодированный титан с тефлоновым покрытием, хотя это и удорожало конструкцию почти вдвое.

Для антиотражающих покрытий отказались от стандартного магний-фторидного напыления в пользу многослойного диэлектрика – при одинаковой стоимости производства светопропускание выросло на 4%, а стойкость к абразивному износу втрое.

Самым неочевидным оказался выбор чернения внутренних полостей. Традиционная сажа со временем осыпалась от вибрации, пришлось заказывать специальный войлочный материал с углеродным наполнителем у поставщика, который обычно работает с акустическими системами. Кстати, эту технологию потом адаптировали для автомобильных разъёмов в рамках диверсификации производства.

Эргономика vs функциональность

При проектировании системы крепления на шлеме столкнулись с дилеммой: быстросъёмный механизм увеличивал люфт, а жёсткое крепление усложняло транспортировку. Компромисс нашли, используя подпружиненную шаровую муфту с фиксатором от камер видеонаблюдения – доработали только уплотнительные кольца.

Регулировка диоптрий – отдельная головная боль. Шкалированные барабанчики с защёлкой позиционировались как премиальное решение, но на практике операторы предпочитали простые фрикционные механизмы. Пришлось оставить оба варианта в разных ценовых категориях.

Интересный побочный эффект: при работе с VR-шлемами выяснилось, что комбинированное использование окуляра и проекционной системы требует индивидуальной подстройки под межзрачковое расстояние. Разработали сменные прокладки разной толщины, хотя изначально такой задачи не стояло.

Перспективы развития

Сейчас экспериментируем с жидкокристаллическими затворами для попеременного вывода изображения с разных камер. Технология не новая, но для БПЛА раньше не адаптировалась из-за требований к вибростойкости. Первые прототипы показали приемлемые результаты при работе на частоте 120 Гц.

В рамках политики устойчивого развития тестируем биополимеры для корпусных деталей. Пока что по механическим характеристикам уступают АБС-пластикам на 15-20%, но для тренировочных комплексов уже подходят.

Совместно с отделом автомобильных решений разрабатываем унифицированный интерфейс подключения – пытаемся совместить несовместимое: требования MIL-STD-810 для авиации и стандарты EMI для автомобилей. Пока получается громоздко, но для наземных станций управления уже есть работоспособные прототипы.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение